Опубликовано: 14.06.2007 11:37 |
Понятие "фирменный стиль" перестает быть "экзотическим" для представителей российских деловых кругов, в том числе и в провинции. Но что конкретно за ним стоит - многие пока представляют себе довольно расплывчато. Сегодня мы попробуем разобраться в этом с помощью сотрудника типографии "Полигон" - дизайнера Максима Дударева.
- Максим, что входит в понятие "фирменный стиль"?
- Это достаточно широкое понятие, фирменный стиль находит свое отражение во всем - от логотипа до сувенирной продукции. Это и разработка дизайна деловой документации, упаковки товара, конвертов, фолдеров, визиток, оформления помещений - как внутреннего, так и наружного. В общем, фирменный стиль - это все, что может работать на узнаваемость предприятия, вплоть до бейджиков и пепельниц.
- На сегодняшний день в нашем городе уже многие предприятия и фирмы имеют свой фирменный стиль?
- Многие считают, что его имеют. На самом деле все обычно ограничивается визитной карточкой и набранным в Worde фирменным бланком. Но если заказчика это устраивает… Я считаю, бизнесу нужно расти и в этом отношении тоже. То, что мы имеем сегодня, не очень здорово.
- Многие ли дизайнеры в Миассе занимаются разработкой фирменного стиля? Нужна ли для такой работы специальная подготовка?
- Дизайнеров в городе много, но среди них не так просто найти хорошего специалиста, их можно пересчитать по пальцам. У меня есть профессиональное образование (дизайнер-график), но я считаю, что в нашем деле больше дает практика и самостоятельное изучение первоисточников. Правда, на русском языке качественной литературы по дизайну практически нет, приходится переводить иностранные издания самому, благо это не проблема, первое образование - филологическое. Сначала дизайн был моим хобби. А теперь вот уже пять лет занимаюсь этим профессионально.
- Можете привести в качестве примера удачный опыт сотрудничества с каким-либо предприятием по разработке фирменного стиля?
- Например, мы давно сотрудничаем с такими предприятиями, как ПО "ТРЕК", выиграли в свое время тендер на разработку их "спортивной линии" TRS. Работали с этим предприятием по оформлению их продукции для иномарок.
- Возможно не все еще осознали, для чего нужен фирменный стиль предприятию?
- Фирменный стиль - это прежде всего узнаваемость и индивидуальность. Не бывает похожих фирменных стилей. Не бывает, чтобы в солидной организации визитки были выполнены одним дизайнером, деловая документация - другим. В результате все это выглядит сумбурно и неубедительно. Не общаясь с представителем фирмы напрямую, получив от него только документы, или увидев продукцию фирмы на выставке, потенциальные партнеры формируют о ней определенное мнение. Посмотрят и скажут: да, это солидная контора.
- Есть ли в истории развития бизнеса примеры, когда именно создание узнаваемого фирменного стиля стало толчком для продвижения продукции фирмы?
- Это можно сказать обо всех известных брендах. Взять тот же "Билайн", который пошел на ребрендинг и сейчас выглядит гораздо убедительнее, чем раньше. Мало кто сейчас вспомнит надпись "Билайн" и маленькую пчелку на синем фоне. Их новая концепция, на мой взгляд, гораздо убедительнее, хотя и достаточно проста.
- С чего начинается создание фирменного стиля? Есть ли какие-то общие правила, законы, по которым он создается?
- Правил и принципов как таковых нет. Есть исходные материалы - логотип, фирменные цвета плюс талант. Если логотипа и фирменных цветов нет - они выбираются и создаются с учетом пожелания заказчика, которому предлагаются варианты на выбор. Соответственно, работа может быть двух типов: рестайлинг и собственно разработка фирменного стиля. В первом случае уже существует логотип. Недавно мы выполняли один такой заказ, у одного из банков (Челябинский УралПромБанк) логотип был, но название банка у клиентов с ним не ассоциировалось. Все это нужно было увязать, чтобы оно воспринималось как нечто целое, а впоследствии уже работало и отдельно друг от друга.
- Насколько можно судить по вашим словам, фирменный стиль не является чем-то застывшим и неизменным, он может претерпевать изменения?
- Есть вещи "незыблемые" - такие как логотип и фирменные цвета. Все остальные рестайлинги, римейки строятся на их основе - фирменный стиль варьируется, дорабатывается. Зачастую получается довольно неплохо. Если, например, взять образцы фирменных бланков годов восьмидесятых и современные - конечно разница будет заметна.
В то же время, нежелательно менять фирменный стиль три раза в год. Мы работаем в основном с крупными предприятиями, продукция которых продается по всей стране и за рубежом. И если пришел транспорт с товаром, который выглядит совершенно иначе, чем в предыдущем году, это проблематично для восприятия потребителя, для формирования доверия к бренду. Сознание людей ориентировано на традицию, потребителей нельзя шокировать.
- Какую роль играют в этом процессе вкусы и желания заказчика?
- Конечно, мы руководствуемся желаниями заказчика, и, используя собственные знания и умение находим золотую середину. Оптимальный вариант обычно и лежит где-то посередине.
- Могут ли себе позволить такую услугу только солидные фирмы или возможны варианты для начинающих?
- Это может позволить себе любой. Разница в том, какие позиции будут востребованы, а какие нет. Мы предоставляем клиенту разработку полного пакета продукции, выполненной в едином фирменном стиле. В нашем городе пока наиболее востребованы визитные карточки и фирменные бланки. А вот в Челябинске масштаб и размах другой. Наши клиенты из областного центра выбирают гораздо более широкий спектр изделий. Проблема в том, что пока не так много руководителей готовы заплатить за качественную работу.
А вообще фирменный стиль должен быть у каждой фирмы, желающей иметь свое лицо.
Беседовала Оксана Овсянникова
1. Дворнег | Голосов: +8 / -7 |
фирме "Полигон" зачод - прежде всего за собственную фирменную "стильность", вызывающую ассоциации с противопожарным щитом.
| |
2. ????? | Голосов: +5 / -10 |
Фирменный стиль не или роскошь
| |
3. В.Л. | Голосов: +8 / -5 |
Солидарен с Дворнегом!
Не лучшее название и фирменный стиль для дизайнерской фирмы. | |
4. Алексей | Голосов: +20 / -7 |
а какой адрес и телефон у полигона
| |
5. клиент | Голосов: +22 / -5 |
52-02-44, на Победе 13
| |
6. gf | Голосов: +7 / -1 |
Раньше эти "дизайнеры" именовались "рекламное агентство ЖИРАФ". Этакое тонкое и высокоинтеллектуальное название....
| |
7. 154 | Голосов: +22 / -4 |
(почему "Жираф" а не "Хрюша"?
|