Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс" "Пегасня": Литературный журнал
"Пегасня": Литературный журнал

разделы

Написано в Миассе
Об авторах
Обзор книжных новинок
Я советую прочитать
Cсылки

информация

Об агентстве новостей
О проекте "Пегасня"
Написано в Миассе: Иван Чемоданов

Современные хроники с историческими героями

Во французском городе Пуатье на стенах некоторых домов рисуют граффити: характерный профиль Николая Васильевича Гоголя. Оказывается, что Гоголь для жителей этого города - знаковая фигура. Он - символ странности. Если подростки, забавляясь, хотят сказать, что вот в этом доме живёт странный мальчик или странная девочка, то рисуют на стене через трафарет профиль Гоголя, а под ним пишут соответствующее имя - Justin, например. Они может быть и Гоголя-то никогда не читали и вообще не знают кто это такой. Но если ты странный - значит такой, как Гоголь. Считают даже, что он до сих пор живьем встречается на улицах Пуатье. Такой вот знаковый человек, тот самый наш Гоголь, и сегодня живет во Франции. Вот и я пишу про своих знаковых людей, которые мне порой встречаются в Миассе. Стиль, как в плавании, - вольный. Хотите, называйте это прозой. Хотите - как хотите. Я назвал это прозой Носа. Все по тому же Гоголю. Помните?

Знаковые люди
"Подступает отвага
От стакана в руке
Почему мы однако
Не такие как все"
А. Володин.
Знаковые люди
То там, то здесь
встречаются
на дороге.
Вот знаковый Пушкин.
Летящей походкой
Проносится
через пешеходный переход
напротив городской администрации.
Куда он?
Неужели на встречу с депутатами?!
С ума сошел!
Они же не вынесут этой чести!
Или еще хуже - просто не узнают.
Подумают,
что кто-то переодетый.
Вроде Жени Сидорова
из дома культуры поселка Строителей.
- Артист... -
только и ухмыльнутся.
Да и что они еще могут.
Сегодня утверждают бюджет.

А вот Достоевский.
Сумрачно
стоящий
в какой-то горемычной очереди
то ли в регистратуру
горбольницы номер два,
то ли в душном коридоре Пенсионного фонда.
Высматривает свою старуху-процентщицу.
Сейчас увидит
и тотчас пошлет
своего Родьку Раскольникова.
И уж тогда засмеется!
Обрадуется!
На лбу выступят крупные капли пота.
А руки, словно озябши,
быстро, быстро
станет тереть
будьто под умывальником.
И фыркать.
И хмыкать.
И хихикать.
И посмеиваться:
- Ну, наконец-то! Нашел!
Придумал!
И руки затрясутся.
И кляксы, кляксы
чернильные
на сероватые листы.
...Маньяк...
А почему сегодня такой сумрачный?
Неужели опять:
"Бесы", "Бесы" и "Бесы"...
А в душе по-прежнему -
"Идиот"...

А вот Антон Чехов.
Еще не Антон Павлович.
Еще без пенсне.
Но уже...
Уже он. Чехов.
Еще нет "Вишневого сада", "Чайки", "Трех сестер".
А он уже есть.
И он знает, что будут.
Обязательно будут
И "Вишневый сад",
И "Чайка",
И "Три сестры".
И "Крыжовник",
И "Дама с собачкой"...
А пока он
В белой льняной косоворотке.
Красивый.
На бульваре Мира.
Сидит на скамейке.
Нога на ногу.
Спокоен.
Думает.
А кругом...
Пакеты из-под чипсов,
Пустые пачки из-под сигарет с открытыми ртами,
Смятые банки и пыльные бутылки из-под пива,
Плоские растоптанные окурки.
Боже мой!
Какой стыд! Какой стыд!
И зачем вы здесь, Антон Палыч?
Что?
Потому что наш город
назвали лучшим
среди подобных?
Я знаю, что вы так шутите.
Вы всегда странно шутите.
Даже грустный, до слез,
"Вишневый сад" (Фирса жалко! "Заперто. Уехали. Про меня забыли...") умудрились назвать комедией.
Но и над вами когда-нибудь
посмеются.
Так любивший русский язык
И не любивший все немецкое
("К черту! Всю вашу неметчину!" - кричали на репетициях),
А последние слова в жизни
произнесете по-немецки:
"Ich scterbe". (Я умираю).
В каком-то Баден-Бадене.
Вот так.
А пока
Сидите на бульваре Мира
В Миассе.
И смотрите, кто бродит вокруг...
Вот вам и "Дама...
с собачкой"
Сами видите.
Простите уж. Так вышло.

А вот и сам Лев Николаевич!
У меня в Атляне.
Через весь огород,
по тропинке
идет с рыбалки.
Если бы не знаменитая борода,
Можно не узнать:
спортивный костюм,
курточка нараспах,
на футболке - Шевчук у микрофона.
И - крупно - белым по черному
- ДДТ!
Особенно смешат
бейсболка, черные очки
и пластиковая китайская удочка.
И как только вы умудрились
написать "Войну и мир"
в таком-то наряде?
Особенно сцену
объяснения в любви Пьера Безухова
к Наташе Ростовой.
Сами-то хоть помните?
"Если бы я был не я, а самый лучший, умнейший, самый красивый мужчина на свете, я бы сию минуту, на коленях просил руки и любви вашей"
И это после ее разрыва с Болконским.
И гнусного шепота вокруг:
"Падшая женщина",
"Падшая женщина",
"Падшая женщина"...
Придумано хитро.
А ведь Пьер-то - это
вы, Лев Николаевич,
Вы-ы-ы...
Мы догадались.
А тут, вдруг,
спортивный костюм,
китайская удочка,
черные очки и бейсболка.
Ну, что это...
В таком костюме, конечно, можно что-нибудь сочинять.
Например, рекламные слоганы для магазина "Наташа".
Или для такси депутата Откина.
Впрочем, вполне славного парня,
которого в нем даже больше, чем депутата.
Или пить водку
в операторской какой-нибудь городской телекомпании,
цитируя Владимира Сорокина или Пелевина.
Пелевин, кстати, тоже так одевается.
Но вам все одно,
заладили свое:
"Непротивление злу, непротивление злу",
"Возьмемся за руки друзья"...
Нет, "Войну и мир" читают.
Восхищаются.
Даже экзамены сдают!
А потом идут и делают атомные бомбы.
Но вы все равно - знаковый человек.
Как, например, французы - братья Люмьер.
Луи и Огюст.
Они открыли эффект кинодвижения.
Изобрели первую кинокамеру
для съемки и проекции движущихся фотографий.
Вот теперь и вы есть на пленке.
С велосипедом. На прогулке.
С Софьей Андреевной.
В хромовых сапогах.
И почему-то коротконогий.
Это, видимо, из-за длинной крестьянской рубахи.
Пижоните, граф...
Или как американцы, братья Райт.
Уилбер и Орвилл.
Они тоже знаковые.
Первые авиаторы человечества.
И первые пятьдесят девять секунд полета
на собственном самолете в 1903 году
принадлежат им.
Или как Леонардо да Винчи.
В живописи он увидел деталь и перспективу.
Мадонну Литту,
говорят,
рисовал с циркулем в руках.
Симметрия!
А Андрей Рублев
показал складки на одежде,
убрал с лица святых скорбь,
а православную икону
впервые исполнил в светлых дневных тонах.
Не то что Феофан Грек.
У того - все темнокожие. Как негры.
И все вы запросто
встречаетесь сегодня здесь
на бестолковых миасских улицах.
И не один местный репортер
почему-то не пристает к вам с вопросами.
Не сует под нос микрофон.
Ну, конечно! Им дороже депутаты!

Как будьто они знают
больше, чем вы!
Как будьто их
интереснее слушать!
Как будьто они
могут для нас
что-то
открыть!
Как будьто они
могут нас возвысить!
А они должны просто служить.
Столько лет
я не могу
этого
понять!
И столько дурацких вопросов
Я сам назадавал им за всю жизнь!
А надо бы чаще спрашивать вас.
Вас!
Ведь вы - знаковые люди.
Потому что вы - все еще есть,
а нас - все еще нет.
Рядом с вами.
В этом все и дело.
Иван ЧЕМОДАНОВ, как и Н. В. Гоголь, постоянно укоряющий себя за несоответствие идеалам, которые выбрал с детства.

[15.05.2009]

Все права защищены и охраняются законом. © Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс", 2004-2011.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено. Порядок и Условия использования данных "ВЕБ Миасс".
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Наши координаты: mail@newsmiass.ru, 8 (3513) 555-0-68.