Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс" "Пегасня": Литературный журнал
"Пегасня": Литературный журнал

разделы

Написано в Миассе
Об авторах
Обзор книжных новинок
Я советую прочитать
Cсылки

информация

Об агентстве новостей
О проекте "Пегасня"
Я советую прочитать

"Толстые журналы" года ушедшего

    Как известно, всякий уважающий себя (а не уважающему себя не стоит печататься и тиражироваться) "толстый" литературно-художественный журнал имеет свое лицо, свой характер, свое настроение. Какие же настроения преобладали в 2006 году в журналах, поступающих в библиотеки Миасса? Попробуем разобраться….

    Георгий Гратт "Тула - Туле" ( "Дружба народов". - 2006. -№4. -С.80-106.) Чудная (а возможно, и чудная) повесть из жизни армии. На важных показательных маневрах (присутствуют даже генералы из НАТО) теряется танк. В тумане он поворачивает не в ту сторону. А дело происходит в Белоруссии. В общем, наши доблестные танкисты на боевом танке, заряженном боевыми же снарядами, не сделав, правда, ни одного выстрела, через Польшу и Германию приезжают во Францию. Причем, в Париж они прибывают к празднику - Дню Победы. Недоумевают и боятся в Брюсселе, недоумевают и злятся в Москве. В конце концов, нерадивых солдат ожидают десять суток губы и …награждение. Вряд ли такая история была на самом деле. Хотя, как показывает история, с русскими еще и не такое бывало. Однако, эта забавная история показательна. Как хочется автору (да, наверное, и читателю) верить, что наш солдат - самый лучший солдат в мире, что мы все еще способны покорить пол-мира, не сделав ни одного выстрела. Не претендуя на высокие престижные награды, повесть Г.Гратта приятно выделяется на фоне публикаций последних лет об армии - и документальных, и художественных - наполненных тяжкими и горькими раздумьями о горестной судьбе всех, кто попадает в сферу влияния военных. Об армии ведь оказывается можно писать и так - светло и с юмором.

    Дина Рубина "Фарфоровые затеи" (Дружба народов.-2006. -№7. - С.104-107.) Это не рассказ, не повесть, это - разговор со знаменитым когда-то скульптором Евгенией Леонидовной Ракицкой, создавшей композицию по сказке "Турандот" с Ю. Борисовой, скульптуру Книппер-Чеховой в роли Раневской в "Вишневом саде" и др. Сейчас ей 90 лет.. Этот разговор записан так, что можно увидеть, почувствовать человека, его жизнь - долгую, трудную, маетливую, счастливую жизнь Художника, Женщины, Человека. На вопрос, какой бы период жизни хотелось бы повторить Ракицкая отвечает: "Дулево ( работа на Дулевском фарфоровом заводе)… потому что - свобода… Неохватная внутренняя свобода… От мужа, картежника и гуляки… от свекрухи проклятой, от всей муторной, крестной тяготы… И какая-то была райская чистота души, рук и глины… Вечная первозданность мира: глина… огонь… новорожденное творение… Потому что в эти часы и мгновения ты - как Бог…"

    Чингиз Айтматов "Когда падают горы": Роман (Дружба народов.- 2006.- №7. - С.9-99) Оправдывая название, журнал "ДН" печатает авторов, ставших для нас иностранцами - белорусов, украинцев, эстонцев, киргизов. Роман рассказывает о судьбе журналиста Арсена Саманчина, чья жизнь оказалась переплетенной с жизнью и смертью дикого барса. Писатель и журналист Арсен Саманчин, приспосабливаясь к изменившимся условиям жизни, участвует в создании фирмы "Мерген". Эта фирма намеревается организовать охоту на снежных барсов для иностранцев, в данном случае - арабских принцев. Однако не все так просто. Бывшие одноклассники Арсена, обиженные и обидевшиеся на жестокое время, следуя принципу "грабь награбленное", решают получить свою долю (по 2 млн долларов) с богатых гостей. Героя ставят перед выбором - или он помогает грабить иностранцев, или умрет вместе с ними. Арсен спасает тех, к кому, в общем-то, не чувствует особой симпатии, и погибает в одной пещере с красавцем снежным барсом, случайно попавшим под пули. Писатель размышляет о верности и предательстве, о цене денег, о жизни и смерти…

    Ольга Кучкина "Мальчики + девочки =" (Дружба народов.- 2006.- №9.- С.61-96.). Следуя логике, нужно было бы продолжить -мальчики + девочки = любовь или дружба. Но автор останавливается. Если это любовь, то совсем не такая - чистая, страстная, романтическая - какой ее привыкли представлять взрослые, думая о первой юношеской любви. Герои повести - Вовка и Катя - еще не знают, что такое любовь, хотя вполне усвоили физиологию отношений между женщинами и мужчинами. Мальчик Вова работает дистрибъютером, т. е. продает, что придется, отдавая дань дилеру с явным бандитским душком. Вове много приходится бояться - конкурентов, взрослых бандитов, тетку, которая имеет виды на его квартиру, а еще на руках сестренка Сонька. В этой повести дети лишены детства. Они вынуждены жить в жестоком и вероломном мире взрослых. И этот мир ломает их, заставляя приспосабливаться, лгать, предавать - или убивает - непокорных, наивных, еще верящих в добро, в любовь и дружбу.

    Николая Веревочкин "Человек без имени" (Дружба народов. - 2006. -.№11.- С.6-53). Человек без имени - бомж, потерявший память, путающий реальность и сон, утративший дом, семью, имя - но не талант. Судьба приводит его в дом профессионального художника Митрофана Удищева, наделенного всем, кроме таланта и совести. В чем смысл жизни - в безоглядном окрыляющем творчестве, не приносящем никакого доход, или таком же безоглядном стремлении к наживе - любой ценой, даже ценой эксплуатации чужого таланта? Время или люди виноваты в торжестве бездарности и подлости, окружающем нас? История, рассказанная автором, грустна и … вполне реальна в наши дни.

    Юлия Винер "Мир фурн" (Дружба народов. - 2006. - .№11- С. 109-123.). В переводе с еврейского языка "мир фурн" - поехали. Юлия Винер рассказывает о женской еврейской семье (прабабушка, бабушка, мать, дочь, внучка), недавно переехавшей в Израиль. Неустроенный быт и безденежье накладываются на общечеловеческую проблему взаимоотношений поколений. Когда и как наступает момент, когда старый человек перестает быть близким и становится обузой. Что предпочесть: раздражение, которое вызывает немощный родственник или тоску и чувство вины за то, что отдал его в чужие руки?

    Язык - одна из основ жизни нации, ее объединения и самосохранения; уникальный и единственный инструмент мысли; состояние языка определяет возможность народа постигать меняющийся мир, находить свое место в нем и интегрироваться в общечеловеческие процессы развития. Журнал "Знамя" в начале 2006 года открыл рубрику "Родная речь". Под этой рубрикой были опубликованы статьи филологов, культурологов, преподавателей русского языка. Перечислим некоторые из них:

    - Елистратов Е. В трехмерном пространстве русского языка (Знамя. 2006. №9. С.186).

    - Арапов В. Наш великий и могучий (Знамя. 2006. №2. С.163).

    - Харченко В. Русский язык: бедность или богатство (Знамя. 2006. №6. С.185-189).

    - Захарова М. Языковая игра как факт современного этапа развития русского литературного языка (Знамя. 2006. №5. С.159-168).

    - Милославский И. Русский язык как культурная ценность и как школьный предмет (Знамя. 2006. №3.С.151-164).

    - Хазагерова С. Одичание ритуала (Знамя.2006. №7.С.179-185).

    - Сироткин С. Разрушение норм ведет к разрушению сознания (Знамя.2006. №7.С.186-191).

    О судьбе русского языка как языка государственного, как языка межличностного и межгосударственного общения рассуждает Р.Медведев в статье "Русский язык на просторах СНГ" (Дружба народов. 2006. №10, С.136-149).

    В. Фридкин. Старый Пушкин (Знамя. - 2006. -№2- С.115-127). Что было бы, если бы рана Пушкина, полученная на дуэли, оказалась неопасной, если бы он выжил? Пушкин поедет за границу, женит детей, состарится - и совсем не будет походить на того Пушкина, которого мы знаем - молодого, страстного, неосторожного в поступках и мыслях гения.

    Зорин Л. Восходитель (Знамя. 2006. №7.С.9-29) Как становится человек чиновником? Повесть Л.Зорина - монолог неглупого, нежестокого, образованного и амбициозного человека о том, как он расходится с близкими, как в процессе восхождения на вер шины власти перестает слышать то, что не хочет слышать, перестает видеть то, что не хочется видеть. И становится чиновником.

    Шамиль Идиатуллин. Эра Водолея. (Знамя.2006. №6.С.28-67). Фантастическая повесть о том, как на Землю, вместе с эрой Водолея, возвращаются ящеры. Нет, на Землю никто не нападает. Просто, в обычном сельском районе находят линзы подземного древнего озера, наполненные очень чистой и очень вкусной водой. Люди, пьющие воду, приобретают чудесные способности: железное здоровье, дар предвидения, возможность воспринимать ультразвук, мгновенную реакцию, огромную физическую силу - и становятся ящерами. А чудо-воду тем временем фасуют в бутылки и рассылают по всей стране…

    Конечно, это фантастика. Но положа руку на сердце - вы всегда уверены, что нами управляют люди, наделенные всеми человеческими качествами?

    №11 журнала "Знамя" полностью посвящен фантастике: фантастической истории, фантастической мифологии (М. Вишневецкая "Небесный меч"), фантастической реальности. А. Слаповский. Синдром Феникса (Знамя. №11-12). Роман рассказывает о человеке, потерявшем память. Внезапная вспышка огня пробуждает в нем разные стороны личности: доверчивого малыша, хулиганистого, нервного подростка, уверенного, знающего цену себе и другим мужчину. Кто же он на самом деле? Как удачливый хитрый делец Виктор превратился в беспамятного, но такого обаятельного Гошу?

    Журнал "Звезда" посвящает номер №11 Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Д. С. Лихачев по особости его судьбы, по своеобразию личности и уникальности роли, которую он сыграл в жизни России последних десятилетий, заслуживает внимательного и разностороннего изучения. Чем шире будет распространено в нашем обществе знание об этом человеке, тем больше шансов на духовное выздоровление от тяжелых наследственных болезней, считает редколлегия журнала "Звезда".

    М.Эпштейн "Любовные имена. Введение в эротонимику. Статья-поэма" (Октябрь.2006. №7. С.153-173.)

    "Любовная речь, да и сама любовь, невозможна без имени собственного. В нем заключена вся тайна любви, ее обращенность на единственного, ее невыразимость - и потребность выражения", - говорит автор. Любовное имя разбирается с разных позиций - содержательной, лексической, грамматической, выявляются филонимы (ласковые имена), криптонимы (тайные имена), анаграммы и электронные имена. Заканчивается статья словами, с которыми невозможно не согласиться: "Русскому языку подобает гордиться не грубостью своих странных проклятий, а нежностью своих любовных заклинаний. Все пространство русского языка заполнено малиновым звоном любовных имен, призываний и молений".

    Петр Алешковский. "Рыба": История одной миграции (Октябрь.2006. №4.С.3-119). Роман о несгибаемой русской женщине, выросшей, правда, в Таджикистане. В ее жизни было все: нелепая смерть отца, изнасилование в ранней юности, нелюбовь и непонимание мужа, тяготы эмиграции, предательство, гибель сына. Ее называет рыбой муж, упрекая в холодности. Она сама считает себя рыбой - холодной и некрасивой. Но, как рыба, держится она на плаву в любых обстоятельствах, умеет плыть против течения. У героини очень значимое имя - Вера. Она сама не понимает своей силы. Рефреном повторяется в романе: "Казалось, мне не пережить этой утраты. Но пережила".

    Дмитрий Быков. ЖД (Октябрь. 2006. № 8. С.3-95). Главы из поэмы. Журналист, литературовед, писатель Дмитрий Быков решил продолжить традицию Н. В. Гоголя и написать русскую национальную поэму. Вариантов расшифровки названия произведения много. Сам автор предпочитает такую версию - "Живые души" - ведь это поэма о тех немногих, кто не потерял человеческого облика среди вселенского хаоса и "лавинного осыпания жизни". Нормальный человек в эпицентре безумия, вменяемость и здравый смысл против насилия и фанатизма - вот излюбленный сюжет быковской прозы. Внешний же сюжет "ЖД" - нескончаемая и ожесточенная борьба хазар с варягами, в которой погрязла Русь. Борьба эта больнее всего ударяет по коренному миролюбивому населению - потомкам древних русов. В каждой фантазии таится зерно реальности. Но очень хочется , чтобы то зерно, которое имеет в виду писатель Быков никогда не дало всходов.

    Анатолий Приставкин. Золотой палач: Повесть (Октябрь. 2006. № 11 .С.3-45.) Откуда берутся жестокие убийцы, не знающие жалости? Из детства - говорит А. Приставкин. Это там, в детстве, жизнь нанесла мальчику такую травму, боль от которой не утихает даже в старости. Это тогда взрослые и сильные, а главное - благополучные, стали для подростка врагами, которым надо мстить - мстить без разбора всем сытым, обутым, одетым, мстить, не разбирая пола и возраста. Повесть А. Приставкина о том, как милый мальчик с золотой головой и синими внимательными глазами, обиженный жизнью, обстоятельствами и людьми, последовательно и изобретательно воспитывает из детдомовского упрямца Саши Гуляева, изначально незлого и неглупого, - мстителя, убийцу, которому уже все равно кого убивать и кому мстить.

    Алла Латынина. Русские дети и Американский Красный Крест (Новый мир. 2006. №8.С.143-150.) Критик А. Латынина дает подробный анализ двух книг: В. Липовецкий "Ковчег детей, или Невероятная Одиссея" (СПб, 2005) и О. Молкина "Над нами Красный Крест" (СПб, 2005). Тема интересна уже тем, что часть событий проходит в наших местах. Впрочем, статья интересна и сама по себе - рассказом о истории, случившейся во времена гражданской войны, прошедшей через судьбы людей и не закончившейся до сих пор. Книгу В. Липовецкого вы можете найти в Центральной городской библиотеке (пр.Октября, 9).

    В "Новом мире" № 9 встречаются два рассказа о двух войнах - гражданской (Б. Евсеев "Живорез") и Чеченской (А. Бабченко "Аргун").

    "Живорез" - рассказ о бывшем бойце Красной Армии Игнатии Ивчине. Гнашке не повезло - в 15 лет он попадает в команду "ноль", в расстрельную команду. Его командир учит юного парнишку пить свежую человеческую кровь - "чтоб сердце каменным стало". Но даже привыкший к крови, повзрослевший, уже старый Игнат не выдерживает бесчинств, что творят в его селе нынешние власть имущие.

    А. Бабченко пишет о другой войне - чеченской. И здесь нет победных реляций, вообще нет войны, как мы привыкли ее видеть по телевизору. Здесь боль от чирьев, съедающих тело; анаша, которую меняют на сигнальные ракеты и боеприпасы у чеченят (а потом сигнальные ракеты полетят уже в русских). А еще - животный страх перед последним боем, за которым - вот рядом - дембель, дом. Это рассказ о потерянном поколении. "Наш мир - война, - рассуждает герой рассказа. - Наша жизнь - смерть. Наши желания и побуждения мертвы - нам всего восемнадцать, но мы уже ничего не хотим от жизни. Разве мы молоды?"

    Гражданская война разделила людей на красных и белых, Чеченская - на тех, кто умирает и тех, кто посылает умирать. Что страшнее?

    Попробуем подвести итоги. Литературно-художественные журналы отражают и анализируют современную нам действительность, в меру сил и талантов отпущенных Богом авторам и членам редколлегии. Наверное, будь наша действительность чуть более оптимистичной - было бы больше и жизнерадостных произведений - и художественных, и публицистических. Однако, жизнь не кончается 31 декабря. Будем надеяться на лучшее и ждать новых встреч, новых событий, новых переживаний и новых книг.

Обзор подготовлен Ольгой Шакировой - библиографом ЦГБ

[22.01.2007]

  • "Жизнь пройти - не поле перейти…"

  • Знакомьтесь: писатель Ольга Славникова

  • Яркое впечатление

  • Путеводитель по современной литературе

  • Путеводитель по современной литературе

  • Путеводитель по современной литературе

  • Лауреаты "Большой книги"

  • Поэзию нельзя комментировать

  • "Некто Финкельмайер"

  • "Маленькие истории, байки кинорежиссера"
  • Все права защищены и охраняются законом. © Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс", 2004-2011.
    Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено. Порядок и Условия использования данных "ВЕБ Миасс".
    Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
    Наши координаты: mail@newsmiass.ru, 8 (3513) 555-0-68.