сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, Международный день чая, вторник, 21.05.2024

На сайте 472 читателя
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Май, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
За кульманом главный конструктор
В начале 50-х годов в Миассе работал один из разработчиков легендарной "Эмки"
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=63680
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: История Миасса/Миасс в лицах
Опубликовано: 16.06.21 13:08
фото

За кульманом главный конструктор

Уральский автозавод славен сотнями, если не тысячами, имён, среди которых и простые рабочие, и руководители высшего и среднего звена.

Но мало кто знает о том, что в начале 50-х годов на градообразующем предприятии работал Андрей Александрович Липгарт - выдающийся советский автоконструктор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат пяти Сталинских премий, кавалер трёх Орденов Ленина, Ордена Трудового Красного Знамени и целого ряда медалей. Каким ветром занесло в провинциальный городок столь неординарную личность?..

Судьба Андрея Липгарта, в 1915 году окончившего частное Реальное училище К.П. Воскресенского, складывалась на редкость удачно.

В 1918 году его, работника авторемонтных мастерских на Ордынке, вполне могли расстрелять как "чуждый элемент", но он остался жив.

Потом чуть не умер от тифа, однако смерть снова прошла мимо.

Был мобилизован на военную службу, где возможностей распрощаться с жизнью хватало, но, к счастью, был определён механиком в гараж. Это период сам Липгарт называл своей "автомобильной школой": ему приходилось чинить очень старые машины иностранного производства, а значит, была возможность досконально изучить различные типы автомобильной техники.

Любознательный механик был взят на заметку командованием части. В 1921 году его послали в МВТУ учиться на инженера.

27-летнего Андрея Липгарта приняли чертёжником в Научный автотракторный институт (НАТИ). Фактически же он участвовал в создании первого советского малолитражного автомобиля.

"8-го мая состоялась пробная поездка на легковом автомобиле, - писали "Известия" в мае 1927 года, - построенном по системе профессора Н.Р. Бриллинга молодыми советскими инженерами-конструкторами тт. Шараповым и Липгартом…".

Спустя некоторое время Липгарт становится главным конструктором автомобильного отдела.

В 1930-м году в Нижнем Новгороде запланировали построить завод по выпуску фордовских автомобилей.

Десятки советских конструкторов, инженеров, мастеров и рабочих были отправлены в США для освоения американских методов проектирования и строительства машин. Среди них был и Липгарт.

Когда Горьковский автозавод вступил в строй, 35-летний Андрей Липгарт, к тому времени уже имеющий опыт разработки и запуска в производство нескольких легковых автомобилей, был назначен главным конструктором ГАЗа.

И первое, что сделал Андрей Александрович в новой должности, - выставил свой рабочий стол в общий конструкторский зал, чтобы видели, как он сам работает, и чтобы было видно, как другие приходят к нему за советом, похвалой или нагоняем. Стол в общем зале обладал ещё одним большим преимуществом: посетители испытывали определённую неловкость от общения "на людях", из-за чего разговоры приобретали краткость и велись только по существу. Любой сотрудник мог подойти к Липгарту с любым вопросом и получить на него ответ.

Каждое утро главный обходил все основные рабочие места экспериментального цеха, интересовался ходом работ, делами, настроением сослуживцев.

На тот момент ключевой задачей главного конструктора были подготовка и освоение производства нового легкового автомобиля.

Однако купленные технологии, оборудование и существовавший договор привязывали ГАЗ к моделям Ford, которые не только устарели, но и конструктивно не слишком-то подходили для условий эксплуатации в СССР.

Избавиться от "американской зависимости" позволила бы разработка автомобиля собственной конструкции. Работа над ним началась в сентябре 1933 года. И уже в январе 1934-го появился первый образец, а к концу мая собрали две машины с цельнометаллическими кузовами. Обе прошли испытания без поломок.

Весной 1936-го автомобиль "М-1" привезли в Москву на правительственный показ. "Смотрины" прошли успешно, и "Эмка" получила зелёный свет.

Автомобиль ГАЗ-М1 стал первой вершиной Липгарта. В планах у Андрея Александровича были проекты новых легковых и грузовых машин. Но им помешала война: в 1941 году ГАЗ перешёл на выпуск военной продукции.

Под руководством Липгарта были созданы первые оригинальные советские внедорожники ГАЗ-64 и ГАЗ-67, не скопированные с зарубежных аналогов.

Другие его проекты, во многом определившие ход войны, - бронеавтомобиль БА-64, лёгкие танки Т-60, Т-70 и Т-80. И чрезвычайно удачная артиллерийская самоходная установка, очень популярная в армии - СУ-76.

В 1942 году Липгарт был удостоен первой в своей жизни главной государственной премии тех лет - Сталинской. В 1943 году получил ещё одну. А всего этих премий у него было пять - больше, чем у какого-либо иного советского автоконструктора.

Зимой 1941-42 года ГАЗ получил правительственное задание на разработку новой "легковой машины с несущим кузовом". Первый прототип её появился 6 ноября 1944 года. Автомобиль, как вскоре выяснилось, оказался не совсем удачным и потребовал значительной доработки, которая шла до самого конца войны.

В июле 1945-го в Кремле автоновинки показывали руководству Советского Союза. ГАЗ-М-20 с первого взгляда не понравился Сталину. Тем не менее, автомобиль удалось отстоять. Липгарт и не подозревал, сколько неприятностей свалится на завод и на него лично в связи с этим.

Модель была сырая, и без серьёзной доработки в производство её запускать было нельзя. Главный конструктор понимал это, но его мнение проигнорировали, и в 1947-м "Победа" пошла в серию. Посыпались жалобы на качество. Начались разбирательства. Среди "виноватых" оказался и Липгарт.

15 декабря 1951 года создателя "Эмки", "Победы", ЗИМа, грузовика ГАЗ-51 и ещё множества других (в общей сложности - 67 экспериментальных моделей, 27 из которых стали серийными) сняли с должности главного конструктора без объяснения причин.

А 15 мая 1952 года "за сопротивление борьбе с космополитизмом" Липгарт был переведён на УралЗИС рядовым конструктором.

Андрей Александрович приехал в Миасс и приступил к работе за кульманом, как рядовой инженер - так, будто за его плечами не было десятков успешных проектов и славы создателя легендарных автомобилей.

Однако знаменитый проектировщик и конструктор не мог сидеть, сложа руки: по его инициативе и при непосредственном участии на заводе осуществили модернизацию производства грузового автомобиля УралЗИС-355.

После смерти Сталина в 1953 году Андрей Александрович вернулся в Москву, возглавил кафедру "Автомобили" в МВТУ и одновременно занял пост главного конструктора НАМИ.

Липгарт скончался 20 марта 1980 года на 82-м году жизни. Над его могилой высится плита с силуэтом автомобиля "Победа", самого известного шедевра великого автоконструктора.

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter


 в рубрике: История Миасса/Миасс в лицах 

До Берлина - без единой царапины

"Пишу вам, а сам плачу. Неохота ехать туда..."

"Понурая лошаденка, мужичок в лаптях..."

"К празднику давал бедняку Кривоногову три копейки на чай"
"Включайте радио, там оперу передают!"
Миасский доктор Лишневский ставил точные диагнозы без УЗИ и МРТ
"Всё должно идти из души"
Творчество миасской "Рины Зелёной" ценил Виктор Петрович Макеев
"А меня вообще сослали в бухгалтерию!"
В годы войны в Миассе жила будущая актриса кино и театра Людмила Иванова
"Увидела, как делаются калоши и конфеты"
Миасская девочка была делегатом первого всесоюзного пионерского слёта
Светлый ум, золотые руки
В год учителя - о "русском чехе" Эммануиле Мали
"Девчонки были просто влюблены в своего учителя"
Что запомнили ученики о педагогической династии Ильиных


 последние новости 

Миасец, 26 лет назад избивший до смерти товарища, пойдёт под суд

В Миассе задержали парня, оформившего микрозайм на другого человека

В автопарке дорожной техники Миасса пополнение

"Торпедо" на поле в Миассе уступает костромскому "Спартаку"
В Миассе задержали автослесаря, одолжившего авто клиента
Молодой человек решил покататься на авто клиентки, но поездка закончилась повреждением шлагбаума во дворе
Ещё ни один пляж Миасса официально не начал свою работу
Жителей и гостей Миасса призывают не торопиться лезть в воду в необследованных и необорудованных местах
По указанию лженачальника жительница Миасса перевела мошенникам миллион
Горожанка считала, что общается в мессенджере с руководителем, и согласилась выполнить "инструкции министерства"
В День защиты от безработицы миасцы могут узнать всё из первых уст
В Челябинской области, в том числе и в Миассе, работает горячая линия для населения и работодателей региона
Мошенники в Миассе продают технику от имени военкомата
В городе зафиксирован новый вид мошенничества в отношении пожилых миасцев
На камеры попал момент разрушения фонтана в Миассе
Конструкцию сломали молодые люди ранним утром с четверга на пятницу

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

На камеры попал момент разрушения фонтана в Миассе
Конструкцию сломали молодые люди ранним утром с четверга на пятницу

Мошенники в Миассе продают технику от имени военкомата
В городе зафиксирован новый вид мошенничества в отношении пожилых миасцев

В Миассе задержали автослесаря, одолжившего авто клиента
Молодой человек решил покататься на авто клиентки, но поездка закончилась повреждением шлагбаума во дворе

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: 2VfnxvsTjaG







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.